Об интересных вещах может рассказать пьеса Максима Горького «Васса Железнова». Сейчас ведь как – нас научили в свое время, что Горький-де певец советского строя и борец с царизмом и, как следствие, естественно, всяким опиумом для народа, и с тех пор ничего нового к такой позиции и не прибавилось. Так что детям нашим и подавно мало кто может рассказать о том, что тяжеловесное, как сама эта женщина, старорежимное какое-то имя заглавной героини дано ей автором совсем не просто так. Можно долго литературоведчески рассуждать, в насмешку или в назидание, но факт остается фактом: святая Васса известна тем, что была матерью, стойко смотревшей на мучения собственных детей и даже, более того, самолично их на эти мучения пославшей. *** Начало IV века, очередной всплеск античного языческого культа и гонений на христиан. Император Максимиан издает указ, обязующий всех поданных принести жертвы богам в честь его императорского дня рождения. Указ сообщают во все медвежьи углы Империи, включая самые удаленные провинции. Привозят его и в Македонию, где далее в городе Едессе начинают разворачиваться события жития святой Вассы. Непосредственно в день приезда гонца с указом в городе проходило собрание власть предержащих: проконсул Эллады Памфил, проконсул и викарий Македонии и Фессалии Винцентий встретились для обсуждения вопросом границ своих областей. Они бросились рьяно исполнять распоряжение императора, так что в тот же самый день было совершено первое жертвоприношение, а на следующий день назначены торжества в честь прочих богов античного пантеона рангом пониже. Говорят, что в те дни многие христиане решили совершить внешнее поклонение, чтобы не лишиться земной жизни. Не будем рассуждать о них, обратимся к Вассе – дочери сенатора, потомственной христианке. Странным образом в ее биографии есть такой факт: она была замужем за одним из самых знатных и известных горожан по имени Валериан, но удивительно не это, а то, что Валериан был языческим жрецом! Тем не менее Васса вышла за него замуж и родила троих сыновей, которых тоже вырастила в христианской вере. И даже это еще куда ни шло, но мужу словно бы ничего неизвестно о вере супруги, и он обращается к детям, Феогнию, Агапию и Писту, с призывом присоединиться к нему на празднике у капища. Незадолго до этого к сыновьям уже обратилась мать, совсем с другим воззванием. Она заклинала их не поддаваться отцу, даже если тот будет вспоминать о своем родительском авторитете и требовать подчинения: «Подумайте о моих муках во время родов и из страха перед карой устремитесь ко Христу, Который протягивает вам руки, ведь, презрев всё недолговечное, вы получите вечные и нетленные блага». Ну и что же происходит дальше? Как и предполагала Васса, Валериан приходит в ярость, но вовсе не пытается уговорить сыновей, а действует решительно и жестоко: просто-напросто сдает детей в руки проконсулов Памфила и Винцентия, которые активно принимаются за допросы, мало чем отличающиеся от пыток. Ради порядка и протокола юношей, конечно, спрашивают, не желают ли они всё же принести жертвы вместе со всем народом, но ответом является категорический отказ, в котором упоминается, что Феогний, Агапий и Пист хотят следовать вере своей матери и её предков. Начинают, как водится, с самого старшего, Феогния – то ли давая младшим время ужаснуться и отказаться от своих убеждений, то ли просто по старшинству. Тело Вассиного первенца разрывали так, что вскоре показались кости, но мученик только насмехался над своими палачами, говоря, что вскоре с их помощью одержит блестящую и главную победу в своей жизни, а мать вторила ему, ободряя и напоминая о тех доспехах, в которые облечёт страдальца Христос. Когда со старшим братом было покончено, судья принялись за среднего, Агапия. Еще в ходе допроса он упомянул, что его имя дано ему матерью неспроста, оно означает «любящий», так что она надеется показать себя достойным этого наименования, оставшись верным Христовой любви. Подобно брату Агапий насмехался над своими мучителями. Окончательно разозлившись, они велели содрать со святого кожу. Самый младший, Пист, только укрепился, глядя на мучения своих братьев, о чём прямо заявил палачам, также подчеркнув, что его детское тело в полной их власти, но душа его, зрелая и совершенная, принадлежит Христу, Который и укрепил ее в предстоящих муках. Сначала Писту выламывали суставы, а затем обезглавили. Все мучения троих мальчиков проходили на глазах у Вассы, которую, после того, как всё закончилось, схватили и в свою очередь заключили в темницу. В заточении женщину то пытались соблазнить различными яствами, то вовсе не кормили. Естественно, Васса отвергла все подношения, а на седьмой день ее заключения ангел принес святой небесной пищи. Тем временем проконсул Винцентий отправляется в столицу и забирает Вассу с собой, твердо решив ласками или угрозами заставить ее присоединиться к языческим жертвоприношениям, однако получает яростную отповедь, довольно логичную в устах матери, только что лишившейся трех сыновей: «Человек нечестивый и отвратительный, ты думаешь, что можешь повернуть меня с того пути, по которому проследовали мои сыновья и который позволил им получить победные трофеи?» Мучитель принимается за святую всерьез: сначала ее бросают в полный воды котёл, утыканный по дну острыми шипами, но ангел выливает воду, Васса остается невредимой, равно как и в последующих испытаниях – в огненной печи и при побивании камнями. Васса внезапно просит Винцентия пустить ее в языческий храм. Проконсул соглашается, но всё выходит совсем не так, как он себе представлял: статуя Зевса при молитве Вассы падает на пол и разбивается на мельчайшие куски. Правитель предсказуемо приходит в неистовство и решает прибегнуть к привычному способу: отдать мученицу диким зверям на арене цирка. В ответ получает также довольно привычное в ранних житиях явление: дикий зверь смиренно ложится у ног святой, но стоит лишь приблизиться кому-то из мучителей, как сразу бросается на них в бешеной ярости. Тут уже жители города требуют отпустить Вассу, но Винцентий не может признать своё поражение и повелевает снарядить корабль, приказав ему отойти от берега не менее,чем на семь километров: здесь, вдали от земли, слугам предписано утопить страдалицу. Из этой затеи ничего не получилось: отойдя на положенное расстояние, матросы увидели, что Васса вся окружена сияющим облаком. Они упали ниц и стали просить прощения, но святая велела им делать своё дело. Как только ее бросили за борт, как тут же появился сияющий корабль под управлением трёх ангелов, которые подняли женщину из воды и посадили на стоящий на палубе царский трон, после чего этот сияющий корабль отправился в плавание, которое продолжалось восемнадцать дней и закончилось на острове Галонес. По прибытии Васса отправилась к местному правителю, который незамедлительно послал запрос о ней в Македонию, откуда также незамедлительно пришел ответ старого знакомого Винцентия, требовавшего казнить Вассу как женщину, практикующую магию! Был учинен допрос, в ходе которого правитель Лаодикий поразился, почему святая так стремится к смерти, на что он получил такой ответ: «Я стремлюсь избавиться от смерти и унаследовать жизнь вечную». После этого святую обезглавили. На месте погребения Вассы позже была построена церковь, видная далеко в море. По этой причине, и на основании чудесного хождения святой на ангельском корабле, Вассу считают покровительницей моряков. *** Нет данных о том, как же так получилось, что такая непримиримая христианка Васса была женой не менее яростного языческого жреца. Да и истории о том, как мать, взывая к памяти о её муках в родах, при этом ставит авторитет отца ниже своего собственного, наверняка порадовала бы далеко не всех: для кого-то она недостаточно христианская жена, для иных – слишком властная и манипулирующая. Очевидно лишь то, что эта женщина действительно любила Бога и не видела ценностей больших, чем идти к Нему. Интересно, что две самые известные многодетные матери начала новой эры «встречаются» именно в сентябре: Васса и святая София, мать троих девочек, принявших мученические венцы, – Веры, Надежды и Любови.