Серый дождливый сентябрьский день подействовал на меня необычно: я стала искать способ, как разнообразить досуг для всей семьи. В голове крутилось несколько идей: зоопарк, зоомузей, Третьяковка…но куда-то выбираться, когда за окном так противно, – все мои друзья отреагировали на предложение крайне негативно и с большим удивлением (особенно учитывая возраст младшей дочери, которой всего 2 года и перемещение с ней имеет массу «особенностей» в виде необходимости соблюдать режим сна, питания и обязательного дополнительного транспорта — велосипеда или коляски). Тогда я решила уточнить, что же предлагают наши музеи на выходных, чтобы принять окончательное решение: ехать или нет. И так, переходя с сайта на сайт, я обнаружила программу «Всей семьей в музей», которая действует в Москве с 21 сентября и продлится до 10 ноября. Программа рассчитана на возраст от 5-ти лет. Каково же было мое удивление, когда в списке 5-ти музеев для детей от 5 до 7 я обнаружила Геологический музей: мне всегда казалось, что каменные экспонаты способны вызвать интерес только у более взрослых посетителей. Однако доверие к разработчикам проекта взяло верх, и мы рискнули с детьми поехать именно туда, и не прогадали. Во-первых, нас ждал сюрприз в виде праздника «В гостях у Геокоши», посвященного торжественному открытию учебной имитационной шахты «Академическая», а также начало записи в кружки и секции Центра развития детей и молодежи «Демидовская кафедра». Так что посещение музея для нас началось с музыкальной сказки «Алладин и тайна волшебной лампы». Позволю себе сразу небольшое отступление и скажу, что в концертном зале Геологического музея часто проходят концерты классической музыки и не только, в том числе будет и повторение сказки про Алладина, так что посетители смогут совместить посещение музея с культурными мероприятиями (что особенно актуально для родителей с маленькими детьми). Обо всех анонсах можно узнать на сайте музея. После приятного мюзикла мы отправились путешествовать по залам музея, вооружившись паспортом для нашей пятилетней дочери о том, что она является участником программы «Всей семьей – в музей», а также маршрутом «В поисках самого-самого», где указывалось, на что стоит обратить особое внимание, и шпаргалкой для родителей. Итак, мы нашли Землю в Солнечной системе, обнаружили нашу столицу на огромном глобусе, рассмотрели строение планеты внутри. Самым приятным сюрпризом явилось то, что экспонаты в 3-ем зале (Планета Земля) можно трогать! Далее мы знакомились с разнообразными метеоритами. Странно, но даже нахождение рядом с камнями, прилетевшими из космоса, кажется каким-то волшебным. Причем коллекция метеоритов начала формироваться в музее еще в 19-м веке! Самые уникальные из них: фрагмент метеорита Энсисем (упал в Эльзасе в 1492г, является самым древним из хранящихся в музеях мира метеоритов), образцы знаменитого «Палласова железа» (первый метеорит, найденный в России в 1794г в Красноярском крае), фрагменты каменного дождя Л’Эгль (выпал в 1803г во Франции) и фрагменты железного Сихотэ-Алиньского дождя (выпал в 1947г). Некоторые метеориты также можно потрогать руками. Признаюсь честно, что отследить и запомнить все временные периоды развития планеты было сложно, так что мы обратили больше внимания на окаменелые экспонаты, их причудливые формы и размеры, которым не было предела: каждый новый стеллаж поражал воображение не только взрослых, но и детей. В музее представлены позвоночные и беспозвоночные ископаемые, а также ископаемая флора. Впервые мы узнали о том, что в мире когда-то существовала огромная акула, питавшаяся китами, причем ее зубы хранятся в музее. В музее также есть карта с указанием вулканов и землетрясений, а также сейсмограф -прибор, записывающий колебания грунта, вызванные сейсмическими волнами, причем он находится в рабочем состоянии и изменяет колебания пола рядом с собой, что чрезвычайно забавляет детей, заставляя их сильно прыгать рядом с ним. Далее мы решили немного перекусить и посетить новоявленную шахту. Очень мило, что в музее есть кафе, хотя его ассортимент крайне скуден. Но все равно, чашка горячего чая с пирожками пришлась всем по сердцу, особенно учитывая, что очередь в шахту была довольно большой. Перед погружением в шахту в музее проводят небольшую экскурсию, рассказывающую историю шахтерского дела. Среди экспонатов в отдельном зале представлены разнообразные лампы, которыми пользовались шахтеры, а также буровые установки и иные орудия труда. Академическая шахта – это настоящая угольная шахта, перед посещением которой выдают реальные каски (планируют также фонари и формы), а спуск в нее осуществляется на лифте с имитацией всех звуков и потрясываний. В шахте «живет» канарейка и шахтеры из прошлого – все до того натуралистично, что я поначалу испугалась. Уголь в тележках тоже настоящий, детям очень понравилось им пачкаться. На входе зал выработки угля посетителей встречает фигура шахтера в спецовке и полной технической экипировке. За ней – сама шахта, в конце которой забой. Набравшись впечатлений, мы начисто забыли, что находимся в музее в центре Москвы. На выходе из шахты мы оказались около музейного магазина с сувенирами из различных камней, чем также порадовали детей, приобретя по их просьбе александриты и зубы акулы. Однако, несмотря на такой насыщенный график осмотра, без нашего внимания остались самые красивые экспонаты в залах № 1 и 2: минералы. Мир каменной красоты трудно описать: это надо видеть! И поверьте, это вызывает восторг даже у детей. Помимо этого, дети могут лизнуть самый съедобный минерал, а также можно оставить монетку в одном из экспонатов «на память». В завершение экскурсии мы, согласно предложенным в маршруте заданиям, измерили рост наших чад с помощью громадных кристаллов кварца (108 см), и проверили свои знания по следующим вопросам: самая важная для нас планета, самый распространенный минерал, самый большой кристалл, из чего были сделаны самые первые орудия труда и самый съедобный минерал, а также стали самыми-самыми вежливыми: попрощались с музейными смотрителями и сказали «до свидания» каменному бегемотику при выходе из здания. Ну и последнее, о чем бы мне хотелось сказать, (а в будущем, возможно, и попробовать): в музее действуют замечательные кружки — клуб юных геологов, кружок «Сумасшедшая наука», художественная студия «Мастерская природы», шахматный клуб «Маэстро-академия», кружок «Промышленный дизайн», «Модульная роботехника», школа юных часовщиков. До встречи в музее! В материале использованы фотографии с сайта музея.