Злата Раздолина села за пианино, когда ей было четыре года, а свою первую песню написала в пять лет. Во время дебюта Златы Раздолиной на ленинградском телевидении классик песенного жанра Василий Павлович Соловьев-Седой сказал  о песнях юного композитора: «Какая свежесть и какая самобытность!» Сегодня о феномене Раздолиной говорят видные деятели культуры разных стран, а ее талант девочки-вундеркинда получил мировое признание.

Она непревзойденный композитор поэзии Серебряного века, и «королева романса», и певица, голос которой знают и любят во многих странах мира, и мать троих детей. Встретиться с ней было непросто – Раздолина постоянно гастролирует, но когда встреча все же состоялась, эта талантливая женщина с радостью дала интервью специально для портала «Матроны.ру».

 – Не секрет, что многие талантливые дети, становясь взрослыми, не раскрывают свой дар. Каково вам было чувствовать себя вундеркиндом, и что помогло вам сохранить и развить свой талант?

– Мои родители никогда из меня не делали вундеркинда, за что я им очень признательна. Они понимали, что у меня есть музыкальный дар, но никогда никто не фетишизировал эти данные. Главное, что выйдет из ребенка, а не то, что он умеет  сейчас… Наоборот – ко мне всегда предъявляли очень строгие требования, хотя меня безумно любили и баловали. Наверное, мне еще  помогло постоянное недовольство собой. Я никогда не была влюблена в себя, никогда не восторгалась собой. Это сейчас я люблю на концертах пошутить о том, какая я красивая и талантливая – такая игра, имидж такой. А по-настоящему только и делаю, что ищу недостатки в себе, хотя и признаю (наконец!), что у меня свой музыкальный почерк и оригинальная музыка. Во всяком случае, больше не краснею, когда мою музыку и мое исполнение  серьезно отмечают. За всю свою жизнь я получила такое количество лауреатств, грамот, премий, включая награды не только как автора-исполнителя, но и композитора  музыки к фильмам, спектаклям и прочее… Сейчас я уже понимаю, что нужно объективно себя оценивать и, в конце концов, знать себе цену, ведь  скромность – это путь к неизвестности, как сказал кто-то из великих.

 – Что означает для вас найти свое предназначение?

– Смею надеяться, что свое предназначение я нашла. Другой вопрос – насколько я в этом преуспела, чего добилась и чего не добилась. Можно с двух сторон посмотреть на один и тот же предмет – стакан, к примеру, – и  сказать, что он наполовину полон или наполовину пуст. Я стараюсь всегда смотреть на вещи позитивно, потому что в наш сумасшедший век, который, к сожалению, во многом лишается важных моральных основ, нужно все-таки оставаться самой собой. Писать ту музыку, которую  я пишу, петь на стихи тех поэтов, которых я люблю, в тех залах, в которых я пою, с любимыми  артистами  и оркестрами, видеть вдохновенные  глаза зрителей, слышать овации, уходить со сцены с «неподъемным» количеством цветов, все это – большое творческое и человеческое счастье.

 – Есть ли у вас чувство ответственности перед людьми, перед публикой, которая вами восхищается?

– Да, безусловно. Иногда мне кажется, что все так тяжело, и, может, уже надо отдалиться от этого всего, отстраниться от этой борьбы за свое слово в искусстве. И тогда я вспоминаю тех людей, которые мне пишут каждый день и на фейсбук, и на почту, и на мой сайт, приходят на концерты, дарят цветы, посвящения, подарки… Вспоминаю и эти взгляды, и эти слезы. Конечно, я могу отстраниться, но тогда я предам их. Дорогу осилит идущий. Пока я могу, я буду идти, хотя иногда эта дорога бывает очень крутой. Иногда легче сойти с нее, чем подниматься по ней, но …  музыка зовет!

 – Мы с вами уже затронули тему счастья. В чем заключается счастье для вас?

– Счастье – это когда ты понимаешь, что тот божественный образ, который тебе Всевышний дал, тот потенциал, которым он тебя наградил, ты не растратил впустую. Несмотря на все трудности, на все безумные катаклизмы и парадоксы нашего сумасшедшего мира, ты смог что-то с этим потенциалом сделать, раскрыть себя и свои способности и дарить  любовь к этому миру. Если ты смог это пронести сквозь все тернии, то ты счастливый человек.

– А женское счастье вы обрели?

– Когда я только собиралась быть композитором и поступила в училище при консерватории, первый мой педагог, женщина-композитор, Галина Ивановна Уствольская, мне сказала: «Златочка, вы понимаете, на что вы обрекаете себя?» От этих слов я была в шоке. Как это – на что я себя обрекаю? Поступила в училище, все замечательно. У меня проходной балл был выше всех. И музыка моя замечательная, и я сама молодец. Но она продолжала мне говорить: «Вы понимаете, Златочка, у вас все хорошо в жизни. Вы такая умная, хорошо учитесь по всем предметам. Вы талантливый композитор, но вы даже не представляете себе, что будет с вами дальше». Я спросила: «Что же будет, Галина Ивановна, расскажите». «А дальше вы будете этим заниматься, как обреченная,  и разрываться, как проклятая, между вашей профессией, вашим талантом и между вашей любовью, семьей, детьми, вашими обязанностями. У вас будет раздвоение, вы будете жить, как на пороховой бочке. Как соединить несоединимое,  как не разойтись «по дороге» с мужем, не оставить мир звуков и образов?»

Мне было трудно это  понять в четырнадцать лет, и я сказала: «Даже если это будет так, я все равно туда пойду». Как писал мой дедушка в стихотворении, посвященном моей  бабушке: «И там, где ты, пусть будет адом, Я все равно с тобой хочу!». Он не был поэтом, просто писал стихи. А я ничего не могла с собой сделать, это было выше меня. Нас выбирают, нам дают этот талант, и мы ничего не можем сделать. Как писала Марина Цветаева, «если голос тебе, поэт, дан – остальное взято». Это правда, многое взято. И во многом творческие люди беспомощны, как дети. Никто не понимает, почему.

Вроде бы нормальные люди, руки, ноги есть, но мы беспомощны, потому что работает другое полушарие мозга, и цели в жизни у нас совершенно другие. Нам очень трудно быть в нормальной жизни счастливыми, трудно преуспевать, если  нет  опоры, друга, который положит свою жизнь к твоим ногам. Я очень признательна своему мужу, который много сделал для меня и моей карьеры. Я мало нахожусь дома,  все время в разъездах, в разных точках земного шара, и он это понимает, как и трое моих уже выросших детей. Это все дается большими трудами. Ты все равно платишь за это большую цену. Ничего не дается бесплатно. Или ты жертвуешь личной жизнью, или какими-то отношениями, или благами. Ты всегда, постоянно чем-то жертвуешь. Когда женщина все имеет и при этом ничем не жертвует – это редкость, с которой я не встречалась лично…

 – Чем приходилось жертвовать вам?

– Многим. Когда дети были маленькие, приходилось жертвовать гастролями. И наоборот – когда я уезжала на гастроли, я покидала своих детей. Нужно было давать им тепло, а я не могла, я была где-то далеко со своими музыкальными делами. Поэтому сегодня я понимаю Галину Ивановну, она мне сказала правду. Но ни тогда я не могла ничего изменить, ни сейчас. Я иду дальше  по тому же самому пути, каким бы он ни был тернистым и трудным, потому что есть призвание, предназначение, есть высшая сила, управляющая этой жизнью. И, безусловно, преступление перед собой и всеми – изменить своему призванию, своему таланту. Хотя многие это делают, просто потому, что они не выдерживают всего этого  напряжения и сдаются…

Я счастливая женщина. Хотя бы потому, что другая на моем месте могла бы вам ответить нет, и  она бы тоже была права, и  нашла бы для этого много причин. А я нахожу причину сказать да.  Надо позитивно  смотреть на вещи. Если мы смотрим на жизнь не позитивно, она нас так же будет в дальнейшем разочаровывать. Надо настраивать себя на позитивный лад, и тогда жизнь нам откликнется со своей самой благодатной стороны. Подобное притягивает подобное…

Беседовала Елена Ерофеева-Литвинская

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Похожие статьи